Интервью. Как снять профессионально?

Как профессионально снять интервью?

Съемка интервью – задача непростая, так как профессиональный ролик должен не только познакомить аудиторию с конкретным героем, но и доставить настоящее эстетическое удовольствие, погрузить зрителя во внутренний мир человека. Разговор строится так, чтобы зрители легко создали портрет респондента. Важная составляющая – правильная техническая подготовка, о которой и пойдет речь в нашей статье.

Особенности съемки интервью

Если вы планируете съемку видео-интервью, вам необходимо четко разделить производственный процесс на этапы. Самый кропотливый этап – подготовка, так как любые недочёты в начале повлияют на качество итогового варианта и, конечно, на сохранение творческой атмосферы в команде.

Перед тем, как подобрать локацию, необходимо написать сценарий и согласовать с интервьюируемым. Важно, чтобы собеседники были открыты друг другу: репортёр и герой интервью. Иначе придется столкнуться со скованностью, которая сразу появится на экране. Интервьюер обязательно составляет план беседы, позволяющий максимально раскрыть личность собеседника, его отношение к предмету обсуждения, его переживания и мысли.

Под стоящую задачу создаётся съёмочная группа и подбирается специальное оборудование. То, чего не хватает по оборудованию для интервью – всегда можно взять в аренду. Не стоит экономить по мелочам. Например, дешёвый петличный микрофон значительно снизит уровень звука. Грамотный подбор съёмочной команды и оборудования позволит правильно установить освещение, подготовить камеры и звук, и, конечно, впоследствии получить прекрасный готовый видеоролик на этапе пост-продакшна. Главное – чтобы каждый этап был заранее подготовлен. А основа этой подготовки – любовь к своему делу, стремление правильно снять интервью, на совесть.

Съёмка интервью оборудование

Съемочная группа

Для съемки профессионального интервью необходима целая команда специалистов, но, естественно, их количество зависит от вида ролика и бюджета заказчика. А в итоге сказывается на художественном и техническом уровне изготовления интервью.

Обязательно присутствие ведущего творческого человека – режиссера-постановщика. Он несет ответственность за художественный уровень, качество ролика, глубину раскрытия темы интервью и сроки производства (вместе с продюсером, если бюджет предусматривает отдельно участие исполнительного продюсера), создаёт или выбирает, или дорабатывает сценарий, разрабатывает план действий, утверждает необходимые локации и прочее.

Настройкой оборудования    занимаются операторы, звукооператоры, осветители, механики. Для непосредственной видеозаписи беседы используются услуги оператора-постановщика. Непосредственно видеозапись осуществляет оператор-постановщик или несколько операторов, если предусмотрена многокамерная съёмка интервью. Оператор отвечает за использование съёмочной техники, за качество изображения, включая композицию кадра, крупность плана, за создание раскадровки (если это предусмотрено сценарием) и так далее.

(Один из дублей съёмки обучающего ролика. В кадре: Анастасия Парукова – преподаватель студии перманентного макияжа NESH. Команда Видеостудии “Зинар”)

В некоторых случаях требуются услуги художника-постановщика, создающего фон, цветовую гамму кадра, общую стилистику. Художник перед съёмкой решает вопрос наличия реквизита, что вписывается в режиссёрский сценарий и становится заботой исполнительного продюсера.

Место проведения интервью

Существует несколько типов локаций:

  • Профессиональные. К ним относятся студии и специальные павильоны для съемки интервью. Как правило, тут сразу присутствуют световые приборы и может даже уже быть установлено наилучшее освещение; высокие потолки, специальные крепёжные конструкции, балки, вспомогательное съёмочное оборудование, розетки и прочее. Приятно работать! Но за всё это нужно платить. С участниками интервью работают гримёры-визажисты, а непосредственно в момент записи будут исключены любые посторонние звуки за счёт звукоизоляции студии.
Профессиональная студия. Грим для интервью

Профессиональная студия. Грим для интервью

  • На природе. Основное достоинство интервью со съемкой на природе в том, что это бесплатная локация. Но и тут требуется подготовка: необходимо сразу учесть возможность подключения оборудования или работы от портативных батарей, смены костюмов героя (не переодеваться же ему прямо на улице), разговора и, конечно, станет ли съёмка помехой для обывателей вокруг. Иногда ролик приходится записывать и, как говорится, «на бегу». В основном это касается съёмки новостей, специальных репортажей или съёмки сенсаций. Если есть возможность подготовки – это всегда повысит уровень видео произведения.
  • Локация героя. Часто стоит рассмотреть вариант съёмки интервью непосредственно в «среде обитания героя»: его мастерская или место творчества, или даже его место жительства. В данном случае локация наилучшим образом будет раскрывать и дополнять образ человека.
Съёмка интервью в локации героев

Съёмка интервью в локации героев (ученицы двойняшки в школе №182 города-героя Минска)

  • Особые локации по предварительной договоренности. В этот список входят музеи, театры, частные дома, которые отличаются особой уникальностью. Здесь стоит помнить главное: локация для интервью должна работать на замысел, на создание атмосферы в кадре, на рождение зрительских ассоциаций, связанных с героем видеоролика.
Интервью в Музее "Дети войны"

Интервью в Музее “Дети войны”

Кроме локации важен также выбор фона для интервью. Это может быть как нечто однородное, абстрактное, что не забирает на себя внимание от героя. Или же наоборот: нечто несущее дополнительную информацию о герое. Важно помнить, что фон для интервью – это не только эстетика изображения, а дополнительный элемент воплощения режиссёрского замысла.

Оборудование для качественного интервью

Чтобы интервью не только звучало, но и выглядело профессионально, необходимо использовать специальное съёмочное оборудование:

  • Камера. Говорят, что в руках настоящего профи и простой телефон может заменить дорогую камеру. Это возможно, если по стилистике видеоролик оправдывает использование телефона. В случае классической съёмки интервью стоит использовать камеры высокого уровня. Начинающие режиссеры или блогеры часто совмещают свою профессию с операторской: покупают компактные устройства, включающие удобный жидкокристаллический экран. Это недорогой вариант для съёмки. Они достаточно дешевые и снимают с разрешением Full HD. Цифровые зеркальные камеры стоят дороже и требуют дополнительных навыков, но за счёт множества ручных операторских настроек позволяют получить кинематографическое изображение. Важно и то, что разрешение съёмки 4K позволяет на монтаже менять крупность плана без потери качества при экспорте готового видеофайла 1920х1080.
  • Свет для съемки интервью. Распространение получило двухточечное освещение: два источника устанавливаются друг напротив друга для получения как основного, так и смягчающего освещения. Для видеосъемки подойдут мягкие (крупный план, подсветка фона в кадре) или рассеянные (недорогой вариант, требует небольшое количество энергии, маскирует дефекты) лампы. Некоторые режиссеры выбирают бесплатный источник освещения – солнце или просто дневной свет. В таком случае съёмка ролика ведётся возле окна или на улице. Одним из важных элементов художественного освещения при съёмке интервью является контровой свет. Источник располагается за героем, направлен на его плечо или затылок, что создаёт «объём кадра» и ощущение пространства. Конечно, к этому можно добавлять различные цветовые фильтры и даже дым. Одним из недорогих и портативных вариантов света может быть отражатель: лёгкий, складной, не требует питания.
Постановка света при съёмке интервью

Постановка света при съёмке интервью (в кадре: Анастасия Парукова – преподаватель студии перманентного макияжа NESH)

  • Микрофон. Статистика указывает на то, что зрители более снисходительно относятся к неправильно установленному освещению, чем к некачественному звуку. Если вы используете видеооборудование со встроенным микрофоном, располагайте его на расстоянии около метра от главного героя. В некоторых случаях покупаются направленные микрофоны, которые записывают более естественное звучание и направляются на конкретный объект. В любом случае, эти решения на выходе всё равно будут содержать «эхо» и не всегда звукорежиссёр сможет улучшить качество звука при обработке. Так что лучший вариант – петличный микрофон! Для удобства – это беспроводное устройство-петличка, что крепится к одежде и заводит звук сразу в камеру. Это избавляет режиссёра видеомонтажа от лишней работы по синхронизации звука.

Существует еще и второстепенное, вспомогательное оборудование: штативы (для съемки четких статичных кадров), монопод (для съёмки «дышащих» кадров), стабилизатор и слайдер (для съёмки движения), профессиональные фоны (компактные или студийные), теле-суфлёр (для отображения текста, если герою необходимо выдать определённый текст) и многое другое.

Подготовка оборудования для съёмки интервью

Подготовка оборудования для съёмки интервью

Съемка

Основные правила съемки интервью:

  • основа разговора должна быть подготовлена заранее: тезисно; но самому герою стоит заявить лишь тему обсуждения, чтобы не обусловить его заранее заготовленными ответами;
  • человек должен быть интересен репортёру или режиссёру – тому, кто ведёт с ним беседу, тогда герой будет интересен и зрителю;
  • цель интервью – заглянуть внутрь человека, раскрыть его индивидуальность; для этого, конечно, стоит быть искренним и создавать атмосферу доверия при съёмке.
Интервью подготовка героя (съёмка в кафе "Гараж")

Интервью подготовка героя (съёмка в кафе “Гараж”)

Для выстраивания гармоничной композиции используется такое понятие, как «воздух» в кадре и предполагает несколько стандартов:

  • Крупный план (детали) – «воздух» отсутствует.
  • Крупный план – «воздух» равняется расстоянию брови-верхняя граница головы.
  • Средний план – «воздух» включает высоту брови-подбородок.
  • Общий план – «воздух» равен расстоянию голова-шея.

Проверенный и беспроигрышный вариант композиции – «золотое сечение»: расположение героя в правой или левой трети кадра. При этом взгляд героя следует направлять в сторону большего пространства кадра (2/3).

Композиция кадра в интервью. Метод "Золотого сечения" (в кадре В.А. Князев, ветеран ВОВ)

Композиция кадра в интервью. Метод “Золотого сечения” (в кадре В.А. Князев, ветеран ВОВ)

Непосредственно при записи видео необходимо следить через видоискатель или на мониторе (рекордере), чтобы в качестве основного объекта выступало лицо. Уровень глаз собеседников и камеры должен совпадать, чтобы создавалось впечатление, что герои разговаривают и со зрителями.

После интервью принято снимать детали локации и людей, которые наполнят рассказанную историю атмосферой, сделают её еще более наглядной. Да и всегда при монтаже дополнительные кадры прекрасно подходят для «перекрытия» стыков.

Что можно снять дополнительно с интервью? Вход в здание и помещение, экстерьер, момент подготовки света, грим, руки героя, особые предметы героя (например кисть и краски художника или медали ветерана), детали на полках или на столе, погоду за окном и многое другое.

Для устойчивости камеры необходимо использовать штатив.

Перед съёмкой оператору следует проверить: протёрты ли объективы. Ведь ничто не должно отвлекать зрителя от личности на экране.

Запись ролика начинается ещё до момента, когда задан первый вопрос герою, чтобы не упустить одно из самых прекрасных мгновений в интервью: рождение мысли и выражение лица человека.

Как правило, элементы отснятого видео будут содержать: общий план (интерьер, улица), средний план (герой в пространстве), крупный план (лицо героя), детали (укрупнённые акценты).
А содержательно кадры будут делиться на саму беседу с героем и дополнительные кадры (на профессиональном языке – «перебивки» или «подсъёмка»).

Пост-продакшн

Съемка профессионального интервью – это не только использование специального оборудования, но и последующий грамотный монтаж, цветокоррекция, иная обработка. Для этого необходим производительный компьютер и профильное программное обеспечение. Вам потребуется редактировать и обрабатывать видео запись, звук, корректировать цвет, добавлять музыку, графику и титры. Существуют как бесплатные версии программ, так и платные с широкими возможностями редактирования.

На финальном этапе из будущего ролика удаляется «вода», из сырых кадров собираются цельные, логически связанные эпизоды. Говорят, ролик рождается три раза: первый – сценарно, второй – на съёмке, третий – на монтаже. Это правда. Только всё это, скорее, не разные элементы, а этапы единого процесса рождения вашего видео-шедевра.

Интервью, как и любое произведение, также подчинено структуре и будет содержать заявку темы и героя, развитие, кульминацию и развязку.

Основные выводы:

– съёмка интервью – занятие творческое, интересное и при этом требует учесть множество нюансов;

– перед съёмкой интервью Вам следует задать себе вопрос: а чем мне самому интересен этот герой или тема, которую он раскрывает? Что я сам обретаю в этом интервью? Как меняюсь благодаря этому человеку рядом со мной, его опыту?

– сделать интервью «под ключ» своими руками – задача не из простых, но попробовать Вам будет интересно; постарайтесь при этом сильно не ограничивать срок выполнения этой задачи;

– для получения качественного ролика лучше заказать съемку интервью у профессионалов. Вы получите видео, которое позволит вывести на экран глубину и внутренний мира: как интервьюера, так и респондента с разных сторон. Ну и, конечно, высокий уровень готового видеоролика будет работать на Ваш имидж.

(пример готового интервью с французом Адриеном Фрюшаром)

 

 Творческих нам с Вами вдохновений!

Антон Деревягин
22 марта 2021